Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ, как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечно-библиографические уроки.
Библиотечно-библиографические уроки – основной вид деятельности по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
Сегодня чаще всего для проведения библиотечно-библиографического урока используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Актуальны такие активные формы занятий, как викторины, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, также использует различные источники информации, и применяются традиционные и нетрадиционные формы работы (такие как электронные презентации, виртуальные книжные выставки и др.)
С целью формирования устойчивого интереса к чтению и, следовательно, постоянного мотива обращения к книгам, чтобы привлечь ребят, заинтересовать их, научить овладеть навыками самостоятельного выбора книг, пользоваться каталогами, картотеками. Познакомиться с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, в библиотеке проводятся библиотечно-библиографические уроки, формы, проведения которых разнообразны – это «Слов драгоценные клады», «Из истории книги и библиотеки», «История древних библиотек», «Структура книги», «Методы конспектирования» и др.
В дальнейшем, полученные знания, несомненно, пригодятся для дальнейшей самостоятельной работы ребят в библиотеке при написании курсовых и дипломных работ.
Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и конечно творческого начала.
По традиции в течение учебного года в Центральной библиотеке имени Олега Чупрова проходят уроки библиотечно-библиографической грамотности. С ребятами проводятся беседы о правилах пользования библиотекой, о бережном отношении к книге. На этот раз «гостями» библиотеки стали учащиеся младших классов УСОШ, «О том, как создавались книги…», под таким названием 22 октября в читальном зале прошёл библиотечно-библиографический урок. В ходе этого увлекательного занятия ребята совершили виртуальное путешествие по дороге к возникновению письменности, узнали о различных способах письма древних людей, историю появления русского алфавита, бумаги, книги. Все участники мероприятия не только с увлечением слушали рассказ, который сопровождался красочной электронной презентацией, но и активно приняли участие, окунувшись в мир шумеров, и даже попытались написать своё имя на кусочках бересты.
Учащимся очень понравился библиотечно-библиографический урок. Ребята получили массу полезной информации.
Вокуева. Л. А. – Ведущий библиограф МБУ «ЦБС»