Горбачевская перестройка активизировала национальное самосознание граждан большой страны, чем не преминула воспользоваться политическая элита союзных республик. Ещё свежи в памяти события в Прибалтике и Грузии, где лилась кровь. Братская дружба лопнула, а с ней исчез Союз Советских Социалистических Республик. Уже выросло новое поколение, россиянам новой формации как раз по двадцать лет.
Национальные движения в Республике Коми начали формироваться в девяностых годах прошлого столетия. Громко заявил о себе съезд коми народа во главе с лидером Марковым Валерием Петровичем. Комитет возрождения коми народа, переименованный в «Коми котыр», а затем в «Коми войтыр», ставший межрегиональным общественным движением, к которому потянулись и коми, проживающие далеко за пределами республики, действует уже как раз двадцать лет.
Такой же возраст у «Руси Печорской», общества, взявшего под своё крыло устьцилемов, проживающих не только в городах Республики Коми, но и за её пределами. Нарьян-Мар, Москва, Санкт-Петербург – и там работают представительства межрегионального общественного движения «Русь Печорская». «Изьватас» с центром в соседней Ижме тоже создало сеть своих представительств во многих регионах России. И у «Руси Печорской», и у «Изьватас» главная задача заключается в сохранении своей самобытной и неповторимой культуры, привлечение внимания властей к решению насущных социально-экономических проблем. Подобные землячества существуют и в других районах республики, но эти два, устьцилемское и ижемское общества, наиболее работоспособные и популярные в регионе.
А ещё существуют национально-культурные автономии. Они во всём блеске показали себя на юбилейных торжествах, посвященных 90-летию образования государственности Республики Коми. Республика наша многонациональная и хорошо, что люди помнят свои корни. Татары, украинцы, немцы, белорусы и представители других национальностей вместе с коренными жителями, коми, строили города, шахты, поднимали нефтегазовую промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу.
В Усть-Цилемском районе более девяноста процентов населения составляют русские, то есть устьцилема (до войны и в паспортах в графе национальность у многих было записано «усть-цилем»). Но есть и русские из-за пределов района – в основном спецпереселенцы, попавшие сюда в годы коллективизации сельского хозяйства, и их дети и внуки. Не по своей воле в сороковых годах сюда попали советские немцы. Вместе со спецпереселенцами они были главной рабочей силой в ГУЛАГовских совхозах «Новый Бор» и «Харьяга». Приезжали в наш район на работу по распределению учебных заведений специалисты, в их числе были представители разных национальностей. Все вместе, местные жители и приехавшие сюда из разных уголков страны люди, поднимали экономику и социальную сферу района.
Вместе с «Русью Печорской» и представительством МОД «Коми войтыр», которые очень хорошо зарекомендовали себя не только в нашем районе, но и за его пределами, у нас есть представительства национально-культурных автономий. Украинское много лет возглавляет Валентина Ивацентра культуры, досуга и кино – в Усть-Цильме, и Нина Томасовна Осташова (Круг), директор Новоборской средней школы – в Новом Бору. Приятно, что Немецкая национально-культурная автономия в августе этого года в связи с 80-летием образования поселка Харьяга отметила Благодарственным письмом заслуги Рихарда Карловича Шмидгаля, оказавшегося там на постоянном месте жительства отнюдь не по собственной воле. Представительство немецкой автономии, пожалуй, наиболее активное, сейчас оно готовится к Дню памяти жертв политических репрессий.
БЕЛОРУССКАЯ диаспора в Коми – одна из самых многочисленных. Согласно переписи населения 2002 года (в 2010 году во время последней Всероссийской переписи о национальной принадлежности вопрос отсутствовал) в нашей республике проживало 15,2 тысячи белорусов. Значит, пятое место по численности после русских, коми, украинцев и татар. Первые «сябры» появились в республике в годы коллективизации, в период массового раскулачивания, после Великой Отечественной войны и разрухи сюда бежали от нищеты (вербовались), потом ехали по комсомольским путевкам.
Белорусская национально-культурная автономия как общественная организация была создана в 1997 году. Её бессменным лидером является Аркадий Степанович Крупенько. Работая министром местной промышленности Коми АССР (1972-1988 годы), он бывал в Усть-Цилемском районе.
Представительства Белорусской национально-культурной автономии созданы во многих муниципальных образованиях Республики Коми. Сыктывкарцам хорошо известен хор «Купалинка», исполняющий белорусские песни в национальных костюмах. Успешно работают и другие творческие коллективы в городах.
В этом году создано представительство Белорусской национально-культурной автономии и в нашем районе. Произошло это по инициативе Тамары Алексеевны Поздеевой, родившейся в Белоруссии, где служил ее отец, уроженец Усть-Цильмы, Осташов Алексей Алексеевич. Там же появился на свет и ее старший брат Анатолий. А мама, Евдокия Федоровна, до 1956 года жила в деревне Новая Крупка Крупского района Минской области, где хлебнула немало горя в период оккупации во время Великой Отечественной войны. Тамара Алексеевна много раз проводила отпуск в Белоруссии, возила туда свою семью. И к ним приезжали гости оттуда. Видимо, всё это и подтолкнуло её к мысли объединить белорусов, создать представительство. А за что Тамара Алексеевна берется, всегда доводит до конца. И представительство создано, о чем уже сообщала наша газета. Естественно, руководителем избрана Тамара Алексеевна, инициатор. Она проинформировала об этом А. С. Крупенько.
В Центральной библиотеке с. Усть-Цильма состоялась встреча, на которую пришли уроженцы Белоруссии и те, кто там жил какое-то время. Перед ними выступила Т. А. Осташова. Она рассказала о деятельности Белорусской национально-культурной автономии, познакомила с книгой «След на северной земле» о вкладе белорусов в развитие экономики, культуры и образования Республики Коми, о целях создания представительства. А цели просты: выявить белорусов, проживающих в районе, общаться, проводить тематические вечера в содружестве с работниками культуры, наладить связи с другими автономиями и общественными организациями, действующими в районе.
На встрече в библиотеке выступила Евсюгина Тамара Григорьевна, уроженка Витебской области. Оккупация, фашистский лагерь – тяжело было об этом слушать, а каково было пережить это маленькой девочке из деревни Лепля?! Крепко била и мотала жизнь Тамару Григорьевну, но она все вынесла, сумела получить высшее педагогическое образование…
Леонид Леонидович Флерко родился и вырос в Лельчицком районе, это Гомельская область, в семи километрах от границы с Украиной. Он знает, что такое женой надеждой Викторовной каждую весну они ездят в Белоруссию.
– Одну весну встречаю там – кра-сотища неописуемая, когда сады цветут, вторую в Усть-Цильме, ставшей для меня второй родиной, – сказал Л. Л. Флерко.
Сорок лет живет в Усть-Цильме Алексей Глебович Гойгов. Он из города Волковыска, что в Гродненской области. Ему была приятна встреча с земляками за чашкой чая.
Николай Яковлевич Поздеев – коренной устьцилем. Но он десять лет жил в Минске, куда был направлен на работу после окончания Ленинградского кинотехникума.
– Минск – красивейший город, отстроенный заново после войны. Там родился мой сын. Я объездил всю Белоруссию. Несвиж, Мир – владения всемогущих князей Радзивилов – они так и дышат историей, а какая красота! Ездил в прошлом году в Минск с женой Еленой Ивановной Герасимовой – она в восторге от увиденного, особенно её покорила главная библиотека Белоруссии, -рассказывал Н. Я. Поздеев.
Своими впечатлениями о Белоруссии поделилась Тамара Алексеевна Поздеева. Она побывала во многих местах. Неизгладимые впечатления на неё произвела Хатынь – деревня, сожженная фашистами, о которой знают, наверное, все советские люди.
Я, уроженка Гомельской области, рассказала о Белорусском металлургическом заводе в г. Жлобине и Брестской крепости, где принимал воинскую присягу мой муж Виктор Николаевич. Были мы с сыновьями и на пограничной заставе, где он служил.
Много очень хороших слов о Белоруссии было сказано в этот день. Это вызывало гордость и грусть. И надежду, что представительство земляков будет жить, а белорусский народ справится с трудностями, которые ему приходится сейчас переживать.
С. КИРЕЕВА