Киреева, С. Беларусь моя, Моя родина…// Красная Печора. – 2011. – 8 сентября. – (№ 109)


Горбачевская перестройка активизировала на­циональное самосознание граждан большой стра­ны, чем не преминула воспользоваться полити­ческая элита союзных республик. Ещё свежи в памяти события в Прибалтике и Грузии, где лилась кровь. Братская дружба лопнула, а с ней исчез Союз Советских Социалистических Рес­публик. Уже выросло новое поколение, россия­нам новой формации как раз по двадцать лет.

Национальные движения в Рес­публике Коми начали формиро­ваться в девяностых годах прошлого столетия. Громко заявил о себе съезд коми народа во главе с лидером Мар­ковым Валерием Петровичем. Коми­тет возрождения коми народа, пере­именованный в «Коми котыр», а за­тем в «Коми войтыр», ставший меж­региональным общественным движе­нием, к которому потянулись и коми, проживающие далеко за пределами республики, действует уже как раз двад­цать лет.

Такой же возраст у «Руси Печорс­кой», общества, взявшего под своё крыло устьцилемов, проживающих не только в городах Республики Коми, но и за её пределами. Нарьян-Мар, Мос­ква, Санкт-Петербург – и там работа­ют представительства межрегиональ­ного общественного движения «Русь Печорская». «Изьватас» с центром в соседней Ижме тоже создало сеть своих представительств во многих регионах России. И у «Руси Печорс­кой», и у «Изьватас» главная задача заключается в сохранении своей са­мобытной и неповторимой культуры, привлечение внимания властей к решению насущных социально-экономических проблем. Подобные землячества существуют и в других районах республики, но эти два, устьцилемское и ижемское общества, наиболее работоспособные и популярные в ре­гионе.

А ещё существуют национально-куль­турные автономии. Они во всём блес­ке показали себя на юбилейных тор­жествах, посвященных 90-летию обра­зования государственности Республи­ки Коми. Республика наша многона­циональная и хорошо, что люди по­мнят свои корни. Татары, украинцы, немцы, белорусы и представители дру­гих национальностей вместе с корен­ными жителями, коми, строили горо­да, шахты, поднимали нефтегазовую промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу.

В Усть-Цилемском районе более девяноста процентов населения состав­ляют русские, то есть устьцилема (до войны и в паспортах в графе нацио­нальность у многих было записано «усть-цилем»). Но есть и русские из-за пре­делов района – в основном спецпере­селенцы, попавшие сюда в годы кол­лективизации сельского хозяйства, и их дети и внуки. Не по своей воле в сороковых годах сюда попали советс­кие немцы. Вместе со спецпереселен­цами они были главной рабочей силой в ГУЛАГовских совхозах «Новый Бор» и «Харьяга». Приезжали в наш район на работу по распределению учебных заведений специалисты, в их числе были представители разных национальностей. Все вместе, местные жители и при­ехавшие сюда из разных уголков стра­ны люди, поднимали экономику и соци­альную сферу района.

Вместе с «Русью Печорской» и представительством МОД «Коми войтыр», которые очень хорошо зареко­мендовали себя не только в нашем районе, но и за его пределами, у нас есть представительства национально-культурных автономий. Украинское много лет возглавляет Валентина Ива­центра культуры, досуга и кино – в Усть-Цильме, и Нина Томасовна Осташова (Круг), директор Новоборской средней школы – в Новом Бору. Приятно, что Немецкая национально-культурная авто­номия в августе этого года в связи с 80-летием образования поселка Харьяга от­метила Благодарственным письмом зас­луги Рихарда Карловича Шмидгаля, ока­завшегося там на постоянном месте жи­тельства отнюдь не по собственной воле. Представительство немецкой автономии, пожалуй, наиболее активное, сейчас оно готовится к Дню памяти жертв полити­ческих репрессий.

БЕЛОРУССКАЯ диаспора в Коми – одна из самых многочисленных. Соглас­но переписи населения 2002 года (в 2010 году во время последней Всероссийской переписи о национальной принадлежно­сти вопрос отсутствовал) в нашей рес­публике проживало 15,2 тысячи белору­сов. Значит, пятое место по численнос­ти после русских, коми, украинцев и татар. Первые «сябры» появились в республи­ке в годы коллективизации, в период массового раскулачивания, после Вели­кой Отечественной войны и разрухи сюда бежали от нищеты (вербовались), потом ехали по комсомольским путевкам.

Белорусская национально-культурная автономия как общественная организа­ция была создана в 1997 году. Её бес­сменным лидером является Аркадий Степанович Крупенько. Работая мини­стром местной промышленности Коми АССР (1972-1988 годы), он бывал в Усть-Цилемском районе.

Представительства Белорусской наци­онально-культурной автономии созданы во многих муниципальных образованиях Республики Коми. Сыктывкарцам хоро­шо известен хор «Купалинка», исполня­ющий белорусские песни в национальных костюмах. Успешно работают и другие творческие коллективы в городах.

В этом году создано представитель­ство Белорусской национально-культур­ной автономии и в нашем районе. Про­изошло это по инициативе Тамары Алексеевны Поздеевой, родившейся в Белоруссии, где служил ее отец, уроженец Усть-Цильмы, Осташов Алексей Алексеевич. Там же появился на свет и ее старший брат Анатолий. А мама, Евдо­кия Федоровна, до 1956 года жила в деревне Новая Крупка Крупского райо­на Минской области, где хлебнула нема­ло горя в период оккупации во время Великой Отечественной войны. Тамара Алексеевна много раз проводила отпуск в Белоруссии, возила туда свою семью. И к ним приезжали гости оттуда. Види­мо, всё это и подтолкнуло её к мысли объединить белорусов, создать предста­вительство. А за что Тамара Алексеевна берется, всегда доводит до конца. И пред­ставительство создано, о чем уже сооб­щала наша газета. Естественно, руково­дителем избрана Тамара Алексеевна, инициатор. Она проинформировала об этом А. С. Крупенько.

В Центральной библиотеке с. Усть-Цильма состоялась встреча, на которую пришли уроженцы Белоруссии и те, кто там жил какое-то время. Перед ними выступила Т. А. Осташова. Она рассказа­ла о деятельности Белорусской нацио­нально-культурной автономии, познако­мила с книгой «След на северной зем­ле» о вкладе белорусов в развитие эко­номики, культуры и образования Рес­публики Коми, о целях создания пред­ставительства. А цели просты: выявить белорусов, проживающих в районе, об­щаться, проводить тематические вечера в содружестве с работниками культуры, наладить связи с другими автономиями и общественными организациями, дей­ствующими в районе.

На встрече в библиотеке выступила Евсюгина Тамара Григорьевна, урожен­ка Витебской области. Оккупация, фаши­стский лагерь – тяжело было об этом слушать, а каково было пережить это маленькой девочке из деревни Лепля?! Крепко била и мотала жизнь Тамару Григорьевну, но она все вынесла, суме­ла получить высшее педагогическое об­разование…

Леонид Леонидович Флерко родился и вырос в Лельчицком районе, это Го­мельская область, в семи километрах от границы с Украиной. Он знает, что такое женой надеждой Викторовной каждую весну они ездят в Белоруссию.

–    Одну весну встречаю там – кра-сотища неописуемая, когда сады цве­тут, вторую в Усть-Цильме, ставшей для меня второй родиной, – сказал Л. Л. Флерко.

Сорок лет живет в Усть-Цильме Алексей Глебович Гойгов. Он из горо­да Волковыска, что в Гродненской области. Ему была приятна встреча с земляками за чашкой чая.

Николай Яковлевич Поздеев – ко­ренной устьцилем. Но он десять лет жил в Минске, куда был направлен на работу после окончания Ленинградс­кого кинотехникума.

–    Минск – красивейший город, от­строенный заново после войны. Там родился мой сын. Я объездил всю Белоруссию. Несвиж, Мир – владе­ния всемогущих князей Радзивилов – они так и дышат историей, а какая красота! Ездил в прошлом году в Минск с женой Еленой Ивановной Герасимовой – она в восторге от увиденного, особенно её покорила главная библиотека Белоруссии, -рассказывал Н. Я. Поздеев.

Своими впечатлениями о Белорус­сии поделилась Тамара Алексеевна Поздеева. Она побывала во многих местах. Неизгладимые впечатления на неё произвела Хатынь – деревня, со­жженная фашистами, о которой зна­ют, наверное, все советские люди.

Я, уроженка Гомельской области, рассказала о Белорусском металлур­гическом заводе в г. Жлобине и Бре­стской крепости, где принимал воинс­кую присягу мой муж Виктор Никола­евич. Были мы с сыновьями и на по­граничной заставе, где он служил.

Много очень хороших слов о Бело­руссии было сказано в этот день. Это вызывало гордость и грусть. И надеж­ду, что представительство земляков будет жить, а белорусский народ спра­вится с трудностями, которые ему приходится сейчас переживать.

С. КИРЕЕВА

 

 

 

 

 

Централизованная библиотечная система